Танцевальные направления и стили: общая классификация.

Разнообразие современных танцевальных направлений ставит новичков в тупик. Особенно трудно определиться, если нет никакого опыта и особых проявлений таланта, но желание танцевать все же сильнее всех преград. Чтобы остановиться на каком-то конкретном стиле придется изучить в теории, что к чему.

Большинство стилей современных танцев возникли благодаря балету или классическому танцу. Именно классический танец провозгласил танец высоким искусством, которое способно существовать самостоятельно без использования музыки, театрального искусства и т.д. Балет сформировал международную терминологию и педагогическую систему. И потому, системы изучения современных танцевальных направлений – не что иное как заимствованная балетная образовательная система.

Первобытный танец возник до музыки и существовал первоначально под ритм простейших ударных инструментов. Современный танец как таковой появился лишь в начале 20 века в Америке. Это была необходимость выразить новые чувства в искусстве того тяжелого для государства периода. А затем мировая общественность узнала «Русские сезоны Дягилева»… И, несмотря на всю историческую подоплеку, современные стили танца в большинстве своем отрицают характерные для балета отличия, такие как исполнение танца на пуантах, классическая постановка ног и рук, особые па и другие классические элементы. Естественно, иногда отдельные элементы балетной школы берутся во внимание, но на практике почти никогда не используются. Однако у современных танцевальных направлений достаточно разнообразных элементов, что делает их более демократичным и доступным для людей с определенными ограничениями в пластике и гибкости. Например, для тех, кто по каким-то причинам не попал в балетную школу. И, тем не менее, в некоторых областях искусства балет и современные стили танца по сей день взаимодействуют друг с другом: множество современных хореографов профессиональных трупп сочетают классическую хореографию с современными стилями. А некоторые именитые балерины идеально освоили не только балетные элементы, но и элементы современных направлений.

Попытаемся классифицировать танцевальные направления и стили:

Балет;

Бальные танцы;

Исторический танец;

Народный танец;

Ритуальный танец;

Свинг;

Современный танец (начало — середина XX века);

Современный танец (конец XX — начало XXI века);

Танцы Латинской Америки;

Хастл;

Эротические танцы.

Балет.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Направления балета:

— романтический;

— классический;

— современный.

Балет зародился в Италии в XVI веке вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине 17 века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине 18 века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Мария Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным для действия, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Людвиг ван Бетховен в своём балете «Творения Прометея» предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адольф Адана «Жизель» и «Корсар». Балеты Лео Делиба «Коппелия» и «Сильвия» считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др., как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.

Бальные танцы.

Бальные танцы — группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях,  имеют народные истоки и исполняются на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях застеленных, как правило, паркетом, в специальной танцевальной обуви. Основные два признака бальных танцев: они являются парными; пару составляют мужчина и женщина, танцующие с соблюдением физического контакта.

Спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую (стандартная) и латиноамериканскую (латина).

В европейскую программу входят:

— медленный вальс,

— танго,

— венский вальс,

— медленный фокстрот («слоуфокс»),

— квикстеп (быстрый фокстрот).

В латиноамериканскую:

— румба,

— самба,

— джайв,

— пасодобль,

— ча-ча-ча.

Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм, — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и sосіal dance. В 1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open. Еще одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде.

В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним — «American Smooth», «American Rhythm».

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и так далее фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

Исторический танец.

Исторические танцы — общее название для танцев прошлых эпох, исполняемых в настоящее время.

Танцы Эпохи Ренессанса:

— Аллеманды;
— Бассдансы;
— Бранль;
— Балло;
— Гальярда;
— Контрдансы;
— Павана.

Танцы эпохи Барокко и Рококо:

— Менуэт.

Танцы XIX века:

— Вальс;

— Мазурка;

— Полька;

— Полонез;

— Кадриль и другие.

Танцы XX века.

Народные танцы.

Народный танец.

Народный танецтанец определенной национальности, народности или региона.

Народный танец:
— является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций;
— характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Можно выделить следующие виды народного танца:

— аттан;
— варс (был моден в Чехии и Польше в 1970-х);
— гопак;
— жемжурка;
— жок;
— зика;
— классические индийские танцы;
— шотландские танцы;
— краковяк;
— кочари;
— лезгинка;
— полька;
танец живота;
— танцы цыган;
— трепак;
— узундере;
— хоровод;
— чардаш;
— яллы.

Ритуальный танец.

Ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и на сознание. Это свойство танца, использующееся в танцевальной терапии сегодня, уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Ритм связан с мышечной реактивностью человека. Об этом знали торговцы рабами, перевозившие в трюмах кораблей большое количество черных невольников: танец, спровоцированный ударными инструментами, успокаивал периодически возникавшее волнение среди рабов.

У древних народов военные ритуальные танцы проходили в мощных ритмизированных формах. Это приводило к слиянию участников танцевального действия и зрителей в едином ритмическом пульсе, что высвобождало колоссальное количество энергии, необходимое в военном деле. Давно замечено, что групповые ритмические телодвижения приводят к появлению мистического чувства родства, единения людей друг с другом. Поэтому многие народы имеют в своей истории танцы, построенные по принципу круга, танцы в кругу, сплетя на плечах друг друга руки или просто держась за руки. Танец давал необходимую энергию для переживания важных жизненных событий.

Танец имел ярко выраженный ритуальный характер, являлся ли он частью религиозного культа, служил ли средством общения (бытовые танцы и танцы празднеств), являлся ли он магическим танцем-заклинанием и так далее. Он всегда был строго выстроен.

Танец всегда имел своей целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Если ритуал переставал удовлетворять, то он умирал и на его месте формировался новый, более перспективный.

Виды ритуального танца:

— Сама;
— Кечак.

Свинг.

Танец 1920-х — 1940-х годов. Термин «свинг» обычно используется для группы танцев, развившихся во время «эпохи свинга» (поздние 1920-е — 1940-е) или для современных танцев, которые от них происходят. Исторически свинг категоризируется в афроамериканской народной танцевальной традиции, хотя есть некоторые исключения, которые были распространены среди белых. Почти все формы свинга характеризуются синкопированным (укороченным) ритмом, характерным для афроамериканской и западно-африканской музыки и танца и с джазовыми танцами эпохи джаза (с конца XIX века до 1940-х годов). Большинство разновидностей свинга развивались вместе с музыкальным жанром «свинг», хотя многие из этих стилей и их производные сейчас танцуются под современную музыку. Сейчас свинг распространен во многих развитых западных и азиатских странах, хотя в каждом городе и стране по разному популярны те или иные танцы, их культура и «подходящая» под них музыка.

Термин «свинг» обычно используется для обозначения одного или всех видов свинга: линди хоп, чарльстон, шэг, бальбоа и блюз (как танец). Это название часто также распространяется на джайв, рок-н-ролл, West Coast Swing, Se rock или Le Rock и другие танцы, развившиеся в 1940-х и позднее.

В США термином «свинг» чаще обозначают такие социальные танцы, как West Coast Swing, East Coast Swing, Hand Dancing и так далее. В Европе больше распространен буги-вуги и акробатический рок-н-ролл, как для общения, так и для соревнований, что позволяет приравнять эти танцы к свингу. В Сингапуре и других местах латино-американские танцы, вроде сальсы и танго, часто преподаются и танцуются вместе со свингом. Во многих местах популярен тэп и различные виды джаза, хип-хоп, другие современные афроамериканские танцы. Вариации рождаются в местных танцевальных сообществах.

Многие свинг-танцоры сегодня стремятся танцевать параллельно несколько стилей парных танцев, для улучшения техники, а также чтобы сохранить историческую взаимосвязь между танцами эпохи свинга 20-х — 30-х. Например, в Savoy Ballroom наряду со свинг-джазом группы часто играли вальсы, латиноамериканские композиции и тому подобное. Танцоры часто знали и танцевали много популярных и традиционных (народных) танцев. Сейчас существует несколько гибридных форм, которые комбинируют свинг и другие стили, например, сванго, комбинация аргентинского танго и свинга.

Традиционно различают «бальный свинг» и «уличный свинг». Бальный свинг — часть американского стиля бальных танцев. Уличный свинг и бальный свинг различаются внешне. Бальный свинг танцуют на соревнованиях, он имеет строго определённые фигуры (то есть серии связанных движений). Уличный свинг танцуют во многих стилях и местах с тысячами отличий, и он очень подвержен интерпретациям и трактовкам.

Современный танец (начало — середина XX века).

Существуют следующие направления современного танца (начало — середина XX века):

— свободный танец

— музыкальное движение

танец модерн

— джаз-модерн

— контемпорари (contemporary)
— контактная импровизация- буто

Современный танец (конец XX — начало XXI века).

Существуют следующие направления современного танца (начало — середина XX века):

— Клубный танец

— Электро дэнс (Тектоник)
— Electrobit

— House

— Trance

— Strip-dance

— Go-Go (Клубное Гоу)

— Хакка

— Джампстайл

— Шаффл

— DnB step

— Сквэр данс

— Уличный танец
— Hip-Hop

— Hip-Hop LA-Style

— NewStyle

— Брейк-данс

— C-walk- Поппинг

— Krump- Locking

Танцы Латинской Америки.

Выделяют следующие виды танцев Латинской Америки:

1.  Аргентинское танго.

— самба

— румба

— бачата

— меренге

— мамбо

— сальса

— зук

— ламбада

— кумбия

— танго

— фламенко

— капоэйра

— пачанга

— болеро

2. Латинский танец.

Хастл.

Хастл (от англ. hustle «сутолока, толкотня») — парный танец, основанный на импровизации и «ведении». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско популярной в 1980-х, таких как диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл .

Является «социальным» танцем — то есть в основе своей крайне прост, танцуется на четыре (1-2-3-4) или на три (&1-2-3) счета практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.

Есть несколько гипотез о происхождении хастла.

Гипотеза первая — Прародителем хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно — кубинцев). Пытаясь приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили сальса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры создали уникальный прецедент — танец, в котором в четыре доли такта исполняются три движения (латиноамериканский хастл исполняется на шесть счетов «раз-два-и-три-четыре-пять-шесть» — 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время был известен под названием диско-свинг («disco swing»), а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали называть «West Coast Swing».

Гипотеза вторая (Марии Торрес) — Конец семидесятых годов двадцатого века ознаменовался в Нью-Йорке неслыханной «дискоманией». Мода на новые мелодии порождала новый танец каждые две недели. Через две недели прихотливый танец забывался, но какие-то его элементы наследовались прeемником. Все это продолжалось в период с 1978 по 1982 год. В начале восьмидесятых стали популярны более медленные мелодии, исполнение прежних движений танца в том же темпе приводило к тому, что четыре движения приходилось делать под три удара, так что потребовалась перестройка танца (стал исполняться на три счета). Так появился собственно хастл, а те его вариации, что принято танцевать на четыре счета — более поздние отклонения от стандарта.

— спортивный хастл/диско-фокс/диско-свинг;
— хастл фристайл;
— хастл джек-н-джилл;
— шоу-хастл;
— ледис-хастл;
— дабл-хастл.

Эротические танцы.

— Восточные танцы

Танец живота начал свое развитие с сакрального детородного ритуала. Женщины собирались вместе вокруг роженицы и исполняли характерные для современного беллиданса движения животом, которые имитировали рождение ребенка. Этот ритуал считался магическим и был предназначен облегчить роды. Кроме того, этот древний «танец» помогал восстановить духовное единство среди женщин и наделить их дополнительной силой. О сакральности движений животом в настоящее время напоминает тот факт, что в различных частях Египта подобного рода движения со стороны женщины во время исполнения публичного танца нежелательны, поскольку рассматриваются мужчинами как откровенный сексуальный призыв.
Свое новое развитие древнейший ритуал получил с распространением ислама в Египте. Появился социальный танец живота. Bellydance превратился в народный танец, который женщины исполняли в кругу женщин и для женщин по ряду случаев, и утратил свое сакральное назначение. Движения, которые легли в основу современного нам танца живота, женщины и использовали на праздничных церемониях и во время отдыха.
В России распространение танца живота началось с ресторанного стиля (кабаре беллиданс). Одними из первых о нем узнали посетители казино, ресторанов, ночных клубов. Теперь танец живота преподается и в профессиональных танцевальных клубах, а также в фитнес- клубах. Танец живота продолжает сохранять свою сакральную функцию, помогая всем женщинам почувствовать себя Женщиной, которая, согласно восточному миропониманию, все жизнь может оставаться манящей и несущей в себе жизнь тайной.

Стриптиз

Стриптиз (от англ. stripраздеваться и teaseдразнить) — эротический танец, искусство выражения сексуальности в танце.

Стриптиз обычно демонстрируют в ночных клубах. Классическим элементом стриптиза является пилон (шест), вокруг которого танцует и раздевается стриптизёрша. На данный момент, танец на пилоне или pole dance, развивается как самостоятельное направление в спорте.

Ну вот чуть-чуть разобрались с основными танцевальными направлениями и стилями. Более подробно о каждом из них читайте в следующих выпусках журнала.

Евгения Колтович

Статья подготовлена с использованием материалов со следующих сайтов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Танец

http://www.divadance.ru/reports/r1bellydance_2b_inrussia.htm

 

Leave a Comment